Готовность первоклассни­ков к обучению в школе

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одной из задач ставит обеспечение «равных возможностей получения качественного начального общего образования» для всех поступающих в школу. Это означает, что деятельность школы в соответствии с требованиями ФГОС должна быть направлена на обеспечение «условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».

 

Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе позволяют ответить на следующие вопросы:

  • Что нужно знать учителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников, которые пришли в школу в сентябре?
  • Что нужно учитывать при создании образовательной среды в школе и дома?
  • От чего зависит успешная адаптация первоклассников к новой деятельности в школе?

Для описания готовности первоклассников к обучению в школе используются два блока показателей: показатели готовности первоклассников к обучению в школе и контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательной организации, характеристиками семей учащихся.

 

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включают три группы:

Первая группа — общее развитие ребенка, определение психофизиологичекой и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа — внутриличностные особенности детей, позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Третья группа — показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.

 

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает следующие методики:

  • Образная память.
  • Изучение саморегуляции.
  • Образец и правило.
  • Графический диктант.
  • Простые невербальные аналогии.
  • Исключение предметов.
  • Распознавание эмоций.
  • Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

 

В исследовании принимают участие не только сами первоклассники, но и их родители (законные представители), классные руководители, психологи и медицинские работники.

 

Результатом такого комплексного обследования является индивидуальный профиль готовности первоклассника к обучению в школе.

 

Материалы исследования

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе 

Пояснения к формам представления результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе 

Информационный буклет для родителей 

Итоги мониторингового исследования

Портрет первоклассника 2018 и 2019 года 

Основные результаты мониторинга. Познавательная сфера

Аналитический отчет «Результаты исследования уровня готовности первоклассников к обучению в школе в Хабаровском крае в 2019 году» 

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год