Государственная аккредитация образовательной деятельности в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

1. В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) разработано новое Положение об аккредитации образовательной деятельности, предусматривается принятие ряда подзаконных нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации.

Положением об аккредитации образовательной деятельности установлены:

1) требования к заявлению о государственной аккредитации, перечень включаемых в него сведений, требования к документам, необходимым для проведения государственной аккредитации и прилагаемым к заявлению о государственной аккредитации, и их перечень.

2) порядок представления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заявления о государственной аккредитации и документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, порядок их приема аккредитационным органом;

3) порядок проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок привлечения экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы;

4) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, в части подтверждения образовательного ценза педагогических работников таких образовательных организаций, а также образовательной деятельности загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации;

5) порядок принятия решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации;

6) порядок предоставления аккредитационным органом дубликата свидетельства о государственной аккредитации;

7) основания и порядок переоформления свидетельства о государственной аккредитации;

8) порядок приостановления, возобновления, прекращения и лишения государственной аккредитации;

9) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации:

а) образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами;

б) образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и профессиональным образовательным программам в области информационной безопасности.

2. В переходный период при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами в части, не противоречащей ст. 92 Федерального закона.

3. Особенности Государственной аккредитации в условиях реализации Федерального закона

3.1. Государственной аккредитации подлежит образовательная деятельность, а не образовательные организации.

3.2. Государственной Аккредитации подлежат (п. 1 ст. 92):

а) основные образовательные программы, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования;

б) основные образовательные программы, реализуемые в соответствии с образовательными стандартами.

3.3. Принятие решения о государственной аккредитации (пп. 6-9 ст. 92):

Аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности:

  • по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы;
  • по основным профессиональным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы.

При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии обучающихся, завершающих обучение по этим образовательным программам в текущем учебном году.

3.4. Порядок предоставления заявления и прилагаемых к нему документов (п. 10 ст. 92):

3.5. Аккредитационная экспертиза (пп. 11–12 ст. 92):

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам. При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети «Интернет», т. е. эти сведения являются общедоступными в силу закона.

3.6. Эксперты и экспертные организации (пп. 13–14 ст. 92):

В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию (Приказ Минобрнауки России от 16.11.2011 № 2701 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций») в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям.

Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации (Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 № 370 «Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы», Приказ Минобрнауки России от 05.12.2011 № 2788 «Об утверждении Порядка аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы», Приказ Рособрнадзора от 14.11.2013 № 1157 «Об установлении нормативов трудозатрат и коэффициентов, учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контингента обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы»).

Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети «Интернет» (Реестр экспертов).

3.7. Срок принятия решений о государственной аккредитации (п. 18 ст. 92):

  • не более ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным положением о государственной аккредитации образовательной деятельности.

3.8. Срок действия свидетельства о государственной аккредитации (п. 19 ст. 92):

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

3.9. Прекращение действия государственной аккредитации (п. 21 ст. 92):

  • при ликвидации образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращении деятельности образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, в результате реорганизации в форме слияния, разделения или присоединения действие государственной аккредитации прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации или о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

3.10. Выдача и срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации (п. 22 ст. 92):

3.11. Отказ в государственной аккредитации (п. 23 ст. 92):

Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

3.12. Лишение государственной аккредитации (п. 24 ст. 92):

Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или в отношении отдельных имеющих государственную аккредитацию образовательных программ;

2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам (п. 25 ст. 92)

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации (п. 26 ст. 92).

3.13. Оплата за выдачу свидетельства о государственной аккредитации, переоформление свидетельства о государственной аккредитации и выдачу временного свидетельства (п. 27 ст. 92).

За выдачу документов уплачивается государственная пошлина (Гл. 25.3 ст. 333.33 пп. 127–131 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2015).