Готовность первоклассни­ков к обучению в школе

Рекомендации для родителей дошкольников

Скачать рекомендации

Скачать краткую схему

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одной из задач ставит обеспечение «равных возможностей получения качественного начального общего образования» для всех поступающих в школу. Это означает, что деятельность школы в соответствии с требованиями ФГОС должна быть направлена на обеспечение «условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».

 

Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе позволяют ответить на следующие вопросы:

  • Что нужно знать учителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников, которые пришли в школу в сентябре?
  • Что нужно учитывать при создании образовательной среды в школе и дома?
  • От чего зависит успешная адаптация первоклассников к новой деятельности в школе?

Для описания готовности первоклассников к обучению в школе используются два блока показателей: показатели готовности первоклассников к обучению в школе и контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательной организации, характеристиками семей учащихся.

 

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включают три группы:

Первая группа — общее развитие ребенка, определение психофизиологичекой и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа — внутриличностные особенности детей, позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Третья группа — показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.

 

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает следующие методики:

  • Образная память.
  • Изучение саморегуляции.
  • Образец и правило.
  • Графический диктант.
  • Простые невербальные аналогии.
  • Исключение предметов.
  • Распознавание эмоций.
  • Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

 

В исследовании принимают участие не только сами первоклассники, но и их родители (законные представители), классные руководители, психологи и медицинские работники.

 

Результатом такого комплексного обследования является индивидуальный профиль готовности первоклассника к обучению в школе.

 

2019 год

Материалы исследования

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе 

Пояснения к формам представления результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе 

Информационный буклет для родителей 

Итоги мониторингового исследования

Портрет первоклассника 2018 и 2019 года 

Основные результаты мониторинга. Познавательная сфера

Аналитический отчет «Результаты исследования уровня готовности первоклассников к обучению в школе в Хабаровском крае в 2019 году» 

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год