Готовность первоклассни­ков к обучению в школе

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех поступающих в школу. Это означает, что деятельность школы в соответствии с требованиями стандарта должна быть направлена на обеспечение «условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе позволят ответить на следующие вопросы:

  • Что нужно знать учителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников, которые придут в школу в сентябре?
  • Что нужно учитывать при создании образовательной среды в школе и дома?
  • От чего зависит успешная адаптация первоклассников к новой деятельности в школе?

Для описания готовности первоклассников к обучению в школе использовались два блока показателей: показатели готовности первоклассников к обучению в школе и контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся.

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включают три группы:

Первая группа — общее развитие ребенка, определение психофизиологичекой и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа — внутриличностные особенности детей, позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Третья группа — показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает пять методик:

  1. Рисунок человека;
  2. Графический диктант;
  3. Образец и правило;
  4. Первая буква;
  5. Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинщтейна.

Скачать материалы

В исследовании участвовали не только сами первоклассники, но и их родители, учителя первоклассников, психологи и медицинские работники.

В результате такого комплексного обследования был получен профиль готовности каждого первоклассника к обучению в школе.

Наряду с профилем первоклассника и профилем класса была получена контекстная информация о различных аспектах готовности к обучению, а также об особенностях организации учебного процесса в начальной школе.

2016 год

Информационный буклет для родителей 

Пояснения для родителей к форме представления результатов исследования

Пояснения для учителя к форме представления результатов исследования

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе

Информационная справка по результатам проведения исследования готовности первоклассников Хабаровского края к обучению в школе в 2015/2016 учебном году

Портрет первоклассника 2015 и 2016 года

Аналитический отчет «Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе в Хабаровском крае в 2016 году»

2015 год

2014 год

2013 год